Словарно-орфографическая работа
на уроках русского языка в начальной школе
Каждый учитель знает, как трудно даётся ученикам начальных классов изучение словарных слов, как быстро дети устают от монотонного повторения. Необходимо развивать у школьников слуховую, зрительную, эмоциональную, тактильную виды памяти. Актуальной остаётся задача сделать интересным, познавательным процесс изучения словарных слов, а также снизить тревожность детей перед написанием словарного диктанта.
Вполне естественно, что учителя стремятся найти какие-то новые варианты упражнений, заданий, а для поддержания интереса к изучаемому материалу включить в работу элементы занимательности. Работа по освоению словарных слов строится в несколько этапов: 1. ознакомление;
2. усвоение, закрепление; 3. обобщение и систематизация знаний; 4. контроль.
На первом этапе проводится ознакомление с новым словарным словом.
Для этого можно использовать следующие приёмы:
1) Чтение загадки, отгадывание её учащимися.
Например:
Он и летом и зимой –
Между небом и землей.
Хоть всю жизнь к нему иди –
Он всё будет впереди. (Горизонт) 2) Описание признаков предмета или предъявление слова-синонима. Например, воин, боец-солдат; угольный, вороной – чёрный. Стихотворные строчки «Доскажи словечко». Например: Нужно дров нам напилить,
Напилить и нарубить.
Вышли с братом мы во двор:
Мне – пила, ему - …(топор) Ввести новое словарное слово можно с помощью создания игровых ситуаций или демонстрации предметов. Вслед за представлением нового словарного слова, идет его толкование. Объяснение значения слова осуществляется путём комментирования при демонстрации конкретных предметов, иллюстраций, гербария, макета, предметных или сюжетных картинок, путём замены слова синонимами или антонимами. На этом этапе работы полезно использовать элементы этимологического анализа. Например, в слове берёза в первом слоге пишется гласная е, потому, что слово произошло от слова белая. Так дерево было когда-то названо по цвету его белой коры. После толкования слова ведется наблюдение, сравнение произношения слова с написанием, выделение орфограммы.
Для того, чтобы детям лучше запомнилось новое слово, можно использовать такие задания, как: а) Сделай выбор. Предъявляются рисунки с «лишними» предметами (не словарными). Надо записать только словарные слова. б) Узнай предмет. По фрагментам изображенных предметов надо узнать весь предмет, записать слово. в) Отыщи слово. По сюжетным картинкам записать знакомые словарные слова, составить с ними рассказ г) Вставь букву. Составь цепочки из слов так, чтобы последняя буква становилась бы первой в следующем слове. Например: хорошо-овёс-сахар-рисунок-картина-автобус.
Работая над закреплением знаний о словарных словах, можно выполнять ряд фонетических упражнений. Например:
- выпиши слова, в которых есть мягкие согласные: ученик, сирень, орех, капуста, огород.
- приведи примеры словарных слов, имеющих ударение на первом, втором, третьем слоге.
- запиши слова в алфавитном порядке, вставь пропущенные буквы, поставь ударение: ур..жай, ф..нтазия, р..кета, пр..вет.
- игра «Из каких слов выпали гласные?»: б..с..д.., к..т..л..г, ..гр..н..м, п..ртр..т.
- игра «Собери слово»: бе, по, да; роз, мо; же, ин, нер; тор, трак.
· Игра «Расшифруй слово». Замени цифры буквами алфавита и прочитай слово: 2 10 13 6 20 (билет) / 26 16 22 7 18 (шофёр). Такие задания часто встречаются на уроках математики, можно проводить интегрированные уроки. Прочное усвоение написания словарных слов достигается путем частого повторения их в различных заданиях и упражнениях, непосредственно связанных с изучаемой темой урока.
Рассмотрим отдельные виды упражнений при изучении темы «Имя существительное». Из группы слов выписать только имена существительные, выделить орфограммы: агроном, прекрасный, комбайны, сейчас, земледелие, около, интересная, урожай. Выписать в первый столбик имена существительные, отвечающие на вопрос: КТО? во второй – на вопрос: ЧТО? - Директор, портрет, инженер, хозяйство, космонавт, шофёр, путешествие, профессия, капитан, памятник. Определить род имён существительных: фамилия, железо, газета, командир, сочинение, телеграмма, завтрак, ворота, календарь.
Определить склонение имён существительных: библиотека, мебель, вокзал, беседа, телефон, картофель, квартира, пассажир, рояль, метро.
Работая со словарными словами на этапе усвоения и закрепления знаний, можно провести наблюдения над многозначностью и омонимичностью изучаемых слов, их прямым и переносным значением, синонимами и антонимами.
Учащиеся находят такие слова, уточняют их значение, сравнивают, сопоставляют, делают выводы. а) Списать предложения. Что интересного заметили? Весело сияет месяц за окном, Белый снег сверкает ярким огоньком. Третий месяц у ворот – это к солнцу поворот. Дети объясняют значения слова «месяц».
б) Подобрать синоним – словарное слово:
- друг - … (товарищ)
- узор - … (рисунок)
- труд - … (работа)
- холод - … (мороз)
· торжество - … (праздник). в) Подобрать словарные слова – антонимы:
- справа - … (слева)
- завтра - … (вчера)
- здравствуйте - … (до свидания)
- спасибо - … (пожалуйста).
Наиболее распространённой формой закрепления и контроля являются такие виды работ: - письмо по памяти (отрывки включают словарные слова)
Одеяло убежало,
Улетела простыня.
И подушка, как лягушка,
Ускакала от меня.
(К. Чуковский) - Написание словарных диктантов: зрительный, слуховой, картинный, выборочный, творческий диктант, диктант с комментированием, диктант по памяти, диктант с использованием загадок. Особой популярностью у детей пользуется разгадывание ребусов и кроссвордов, работа с деформированным текстом, игры со словарными словами, шарады: Мой первый слог – крик птицы,
Две других на дне пруда,
А целое в музее
Найдёте без труда. (Картина)
При обучении детей правописанию обязательно необходимо использовать орфографический словарь.
Рассмотрим ряд упражнений, связанных с работой по словарю:
· отыскивание в словаре слов, названных учителем, нахождение в них «опасного» при письме места;
· составление словосочетаний и предложений со словами из словаря;
· списывание слов с пропущенными буквами с заданием проверить написание по словарю. Систематическая и целенаправленная работа над словарными словами вызывает у учащихся интерес к изучению этих слов и способствует их прочному и успешному запоминанию. Необходимо чтобы ребенок использовал одно и тоже слово 5-7 раз в разнообразных вариантах упражнений. Это приводит к тому, что ученик свободно овладевает словарным материалом и безошибочно применяет в практике.